И.
Борисов
Случаи
экономической
борьбы на
предприятиях
Ленинграда, и
формирование
классового
сознания
рабочих.
Статистика
случаев
проявления
классовой
борьбы в
Ленинграде и
Лен. области
показывает,
что
экономическая
борьба между
рабочими и
собственниками
обостряется
на
предприятиях
так называемой
«новой
экономики». В
настоящее
время такие
предприятия,
как правило,
принадлежат
иностранному
капиталу
целиком или в
значительной
степени. На
таких
предприятиях
в полной мере
применяется
капиталистические
методы управления
производством
и,
соответственно,
капиталистическая
дисциплина, и
высокая
интенсивность труда.
Наглядной
иллюстрацией
тому
являются
случаи обострения
борьбы
рабочих
против
капиталистов
на Форд моторс
компани
(собственник
капитал США), Скания-Питер
(собственник
капитал
Швеции), Катерпиллер-Тосно
(собственник
капитал США), Хейнейкен-Бочкарев
(собственник
капитал
Голландии).
Итак,
капиталистическая
дисциплина
производства
и высокая
интенсивность
труда при
зарплате в 12-17
тысяч рублей,
т.е. высокая
норма
эксплуатации
рабочей силы
(100-300%) вызывает
недовольство
рабочих,
подталкивает
их к борьбе
за улучшение
условий
труда и
повышение
заработной
платы, к
организации
профессиональных
союзов.
Капиталисты не
желают,
разумеется,
иметь
никаких
профсоюзов
на
принадлежащих
им
предприятиях
или, в
крайнем
случае,
пользуются
услугами проф.
номенклатуры
из ФНПР.
Однако,
несмотря на
сопротивление
капиталистов
и
менеджмента,
рабочим
удается
сохранить свои
наиболее
организованные
отряды, отмечаются
все новые
попытки
создания
профсоюзов
на предприятиях
города и
области «Нокиан»
(производство
шин) во Всеволожске,
на Кировском
заводе в
Ленинграде,
на «Дженерал
моторс»»
в Тольятти.
Неприятие
рабочими одряхлевшей
ФНПР (выход
«Форда» из
профсоюза
машиностроителей
РФ) пытается
использовать
руководство
«свободных»
профсоюзов «Соцпроф»,
ВКТ, КТР. В
настоящее
время «Соцпроф»
проявляет
большую
активность в
попытках
оседлать
рабочее
движение на
предприятиях
ТНК и, в этом
случае, также
способствует
возникновению
организующих
настроений в
рабочей
среде. Об идеологической
составляющей
«свободных»
скажем позже.
Другая
картина
предстает
перед нами на
предприятиях,
оставшихся
от социалистического
производства.
Несмотря на то,
что
совладельцами
таких
предприятий,
как,
например,
Электросила,
ЛМЗ, Завод
турбинных
лопаток
также
является
иностранный
капитал,
управление
производством
на таких заводах
реформируется
медленно. С
одной стороны,
сдерживает
этот процесс
сама технология,
с другой –
традиции
взаимоотношений
администрации
и работников.
Персонал
старых
предприятий,
в отличие от новых, несет
следы
преемственности
в отношениях
между
рабочими и
начальниками.
Особенно тех,
которые
сложились в
поздний советский
период,
когда
коммунистическое
отношение к
труду сменилось
привычкой
договариваться
с
начальством «по-человечески».
Противоречивость
того же
периода
позволяет
администрации
использовать
заводской
патриотизм и
представлять
интересы капиталистов
как общие с
интересами
рабочих.
Потребность
в
высококвалифицированном
труде на
старых
предприятиях
при недостатке
кадров на
рынке труда
не позволяет
капиталисту
нанимать
квалифицированных
рабочих за
низкую
зарплату и
чрезмерно
интенсифицировать
их труд.
Рабочие
средней квалификации,
которые не
выдержали
конкуренции
за рабочее
место на
новых
предприятиях,
испытав
капиталистическую
эксплуатацию
в полной
мере, и
вернулись на
старый завод,
а также
молодые
рабочие
предпочитают
свою низкую
зарплату
компенсировать
сверхурочными,
что, как
известно,
приводит к
повышению нормы
эксплуатации
в
завуалированном,
«добровольном»
виде. А
так же ведет к сбивания
цены рабочей
силы, так как
инфляцию
зарплаты
рабочие
пытаются
преодолеть
не борьбой за
ее
повышение, а повышением
времени труда.
Большая
разница в
оплате труда
рабочих не
способствует
их сплочению.
К тому же низкая
техническая
грамотность
низового управленческого
персонала
позволяет
рабочему в
некоторых
случаях
манипулировать
маленькими
начальниками,
выторговывать
прибавку к
своей
зарплате,
даже не
обращаясь за
помощью в
профсоюз.
Блат,
вольности для
рабочих
часто
допускаются
администрацией
сознательно,
чтобы иметь
возможность
держать
такого
рабочего «на
крючке».
Особый характер
отношений
между
администрацией
и рабочими,
сложившийся
на старых
предприятиях,
в настоящее время
все еще не
преодолен. На
таких
предприятиях
соглашательская
ФНПР в полной
мере
устраивает
капиталиста,
не вызывает
особого
недовольства
у рабочих, а
потому сидит
крепко. Тем
не менее, к примеру,
статистика
по профсоюзу
машиностроителей
РФ
показывает, что
его
численность
в Ленинграде
медленно, но
неуклонно
падает. (прошедший
недавно
съезд ФНПР
зафиксировал общее
падение
численности
за пять лет
на 3 миллиона
человек из 27-29)
Необходимо добавить,
что часто
присутствие
старших поколений
рабочих в
«профсоюзе»
ФНПР
объясняется
привычкой, а
молодых, -
некоторыми
преимуществами
которое дает
членство там.
(Например,
путевки на
базы отдыха
по льготной
цене,
посещение
спортивной
секции по
льготной
цене). Так же
практика
показывает,
что на «Электросиле»
администрация
заставляет
вновь
поступающих
на работу
работников
вступать в ФНПР-овскую
организацию,
так как там
есть и
рабочий профсоюз
«Защита».
Присутствие
ФНПР на
предприятиях
является
существенной
преградой на
пути развития
классовой
борьбы
рабочих.
Рабочих
сбивает с
толку
наличие
вроде бы
профсоюзов,
но на деле,
организаций,
действующих в
интересах
работодателя,
капиталиста.
С другой
стороны,
деятельность
руководства этих
организаций
направлена
на подавления
любых
самостоятельных
действий
рабочих,
подчинения
их интересам
своих врагов.
Чтобы рабочие
сидели молча
и воду не
мутили. Часто
так выходит,
что злейшим
врагом вновь
возникшего
рабочего
профсоюза на
предприятии
становится в
первую
очередь не
администрация,
а ФНПР-овский
«профсоюз».
Такие
условия труда
тормозят
развитие
классового сознания
и
самоорганизации
рабочих.
Существуют
и другие
отличия в
характере труда
рабочих
новых и
старых
предприятий.
В подавляющем
числе
случаев на
новых предприятиях
основная
масса
работников
выполняет
работу, не
требующую
высокой
квалификации,
например,
сборку уже
готовых
узлов
автомобиля
на конвейере.
Здесь
расслоение
рабочих по
принципу квалификации
менее
заметно,
прослойка рабочих
высокой
квалификации
невелика, поэтому
и влияние ее
на
настроения
рабочих ослаблено.
На
предприятиях,
где
используется
высококвалифицированный
труд, такое
деление
имеет место в
большей
степени.
Прослойка
высококвалифицированных
рабочих более
многочисленна,
находится на
ключевых местах
производства,
лучше
оплачивается,
имеет
привилегии и
значительно
сдерживает
протестные
инициативы
молодых хуже
обеспеченных
рабочих.
Качественно
отличает
указанные в
начале трудовые
конфликты от прежних,
уже
привычных, -
это
требования
увеличения
заработной
платы. Не
просьбы
выплатить долги
по зарплате,
а требования
увеличения
зарплаты,
соблюдения норм
и правил
техники
безопасности.
То есть имеет
место
сознательная
борьба
рабочих за
сохранение
собственных
сил. Имеют
место случаи,
когда борьба
за
обеспечение
безопасных
условий
труда
используется
рабочими как
способ
давления на
администрацию
в трудовом
споре.
Например,
это было
использовано
докерами
Морского
порта СПб в
трудовом
споре летом 2005
года.
Чего
же смогли
добиться
рабочие на
предприятиях
Петербурга и
Лен. области?
1. Профсоюз
«Форд моторс
компани»
во Всеволожске.
Удалось
добиться
незначительного
повышения
зарплаты (не
более чем на 15%),
победоносно
закончить борьбу
при помощи
однодневной
забастовки,
за
заключение
коллективного
договора.
(в нем
также
предусмотрены
повышения).
Восстановить
по суду
незаконно
уволенных
работников
за их
профсоюзную
работу. Поддерживать
численность
профсоюза
(более 1100
человек).
Создать
новый
отраслевой
профсоюз
автомобилестроителей
совместно с «АвтоВазом»
и «Дженерал
Моторс-АВТОВАЗ».
Начать учебу
профсоюзного
актива.
2. Докеры
из Морского
порта Санкт-Петербурга.
Удалось
заключить
хороший
коллективный
договор.
Добиться
введения
механизма
индексации
реального
содержания
заработной
платы в
зависимости
от роста
производительности
труда. Вместе
с тем
профсоюз
испытывает
трудности
внутреннего
порядка. В
нем
назревает противоречие
между
докерами и их
представителями
из профкома.
Различность
интересов
рабочих и их
представителей.
Сам профсоюз
к тому же
испытывает
сильное
давление со
стороны
администрации
порта.
3. Профсоюз
Катерпиллер
из г. Тосно.
Фактически
профсоюз
разгромлен.
Осталось
всего 10
человек. До
этого ему
удавалось
противодействовать
инициативам
администрации
переводить
рабочих на
срочные трудовые
договора. В
ненадлежащем
состоянии
находится
охрана труда.
Ведется
работа по
восстановлению
профсоюза.
4. Профсоюз
Скания-Питер.
Профсоюз
разгромлен
администрацией. Ей удалось
уговорить,
работников,
что им будет
лучше без
профсоюза.
Весьма
вероятно, что
теперь это
место будет
«мертвой
зоной»
рабочего
движения.
Слово
«профсоюз» в
настоящее
время
является
ругательным
среди
рабочих.
5. Профсоюз
Хейнейкен-Бочкарев.
Удалось повысить
зарплату на 27%.
Ведется
работа по
пополнению
рядов
профсоюза,
изгнанию из
него пособников
администрации
из среды
рабочих.
Сегодня там
около 200
членов
профсоюза.
6. Профсоюз
рефрижераторщиков
из депо «Предпортовая».
Начался
процесс
приватизации
российских
железных
дорог.
Предприятие,
в котором
действует
профсоюз,
ликвидируют,
работников
переводят в новое.
Большую
часть членов
профсоюза
попросту
увольняют по
сокращению.
Есть вероятность
того, что
удастся
возродить
профсоюз в
новой
организации.
Так же в
последнее
время
организован
профсоюз на
предприятии
компании «Нокиан»
(производство
шин) во Всеволожске.
Далее
опыт
свидетельствует,
что случаи обострения
классовой
борьбы
рабочих
имели место и
на
транспорте. Примеры:
докеры,
рабочие депо
локомотивных
бригад,
железнодорожники,
рефмеханики
(Ленинград);
летчики,
авиадиспетчеры
(по России).
Причины
этого, по
всей
видимости,
нужно искать
в тесной их
кооперации в
процессе
труда,
тяжелыми
характером
и
условиями труда.
Стратегической
важности
этого отряда
рабочего
класса, его
высокой
квалификации.
Подобная
экономическая
борьба
рабочих заканчивается
созданием
или
попытками создания
своей
рабочей
организации,
- профессионального
союза. Так
как сами
рабочие на своем
опыте
убеждаются,
что свои
интересы на
производстве
легче
отстаивать
коллективно,
сообща.
Идеология
ФНПР.
Основной
руководящей
линией
деятельности
этого
«профсоюзного»
объединения
является
сотрудничество
с
работодателем,
его
государством.
Так
называемое
социальное
партнерство.
Идея
гражданского
общества и
социального
государства.
В подтверждение
этой
установки на
сотрудничество
классов
вместо их
борьбы,
руководство
ФНПР
заключило
договор о
сотрудничестве
с политической
партией
«Единая
Россия». А председатель
комитета
Госдумы по
труду и социальной
политике
Андрей Исаев
(член «Единой
России»)
является
заместителем
председателя
ФНПР. На деле
это означает
отказ
рабочих от собственной
экономической
и
политической
борьбы, их подчинения
интересам
работодателей.
Самим
работодателям
выгодно
наличие подобных
«профсоюзов»,
часто они их
создают
специально,
что бы
противодействовать
попыткам самоорганизации
рабочих.
Основной
идеей так же
является социальное
партнерство,
рынок,
развитие
«гражданского
общества»,
поддержка
отечественных
капиталистов
против
иностранных.
(Это в
частности,
касается СОЦПРОФа
которые,
написали
обращение к
иностранным
компаниям,
действующим
на
территории
РФ с призывом
к
сотрудничеству
суля им
некоторое
освобождение
от
налогового
бремени).
Заигрывание
на этой почве
с социал-патриотическими
силами (в
частности с
господином Семигиным,
партия
«Патриотов
России»)
подтверждает
мысль. То
есть рабочих
пытаются
примирить с
работодателями
на идее
национального
единства против
иностранных.
На деле это
означает
кратковременные,
незначительные
улучшения
положения
рабочих и подчинение
профсоюзов,
работодателям.
Дальше это
оборачивается
падением авторитета
профсоюза
среди
рабочих, его
постепенной
деградацией
и гибелью.
Подкуп
профсоюзного
руководства,
переключение
его на задачи
сдерживания
решительных
инициатив
рабочих снизу,
охрану
прибылей
капиталистов. То есть
профсоюз
превращается
в инструмент в
руках
работодателя,
а не рабочих.
Свежий
пример тому
ситуация в
профсоюзе докеров,
когда
отсутствие
понимания
реальных
законов классовой
борьбы,
отсутствие
убежденности
в правоте
дела
рабочего
класса
приводит к переходу
части
профсоюзного
руководства
на сторону,
работодателя.
Их
руководящей линией
становится
не интересы
рабочего класса,
а свои личные
интересы, и
весь вопрос
для них
сводится к
вопросу: «где
больше
платят?». И
подобное перерождение
профсоюзного
руководства
может дойти
до того, что
рабочим
придется отвоевывать
обратно свой
профсоюз. Причина
подобных
процессов
отсутствие
цельного
мировоззрения,
идеологии
рабочего
класса, -
марксизма,
среди
лидеров
подобных
профсоюзов.
Но
необходимо
отметить, что
многие из
молодых
профсоюзов,
относящихся
к ВКТ или КТР,
еще четко не
определились
с идеологией,
находятся в
определенном идейном
поиске.
На
сегодняшний
день рабочий
профсоюз
«Защита»
объединяет
около 15 тысяч
рабочих
более чем 80
профессий.
«Защита»
сознательно
не делит
рабочих по
профессиям. И
является, по
сути, не профессиональным
а
производственным
союзом. В
одной
первичной
ячейке могут
состоять рабочие
любой
профессии.
Идеологией
«Защиты»
является
учение об
освобождении
рабочего
класса от
подневольного
состояния в
этом обществе.
То есть основная
идея
заключается
в том,
что организованные
рабочие
должны в ходе
своей борьбы
заменить
рынок, иным
обществом, а
именно
социализмом.
Проходя
школу нелегкой
борьбы за
свои права,
школу самоорганизации,
управления
производством,
через
профсоюз,
рабочие
должны
подняться до
понимания
ОБЩЕГО
ИНТЕРЕСА
РАБОЧЕГО
КЛАССА.
Одной
из причин
торможения
роста рядов
«Защиты»
является
усложнившаяся
в последнее
время
процедура
регистрации ячеек
в отделениях
Минюста.
Существует
предположение
о
существовании
изданного против
«Защиты» в
недрах этого
ведомства, негласного
циркуляра
направленного
на противодействие
регистрации
профсоюза.
Имели
место отказы
в
регистрации в одно
и тоже время
в разных
местах
страны с
одинаковыми
формулировками.
Это явление
выявил еще
несколько
лет назад
сопредседатель
ОРП «Защита»:
- Гамов
Виктор
Григорьевич. Практика
же
функционирования
незарегистрированных
ячеек
выявила их
неустойчивость.
Цепочка от
отсутствия регистрации
тянулась к
непризнанию
профсоюза
юридическим
лицом, далее
к непризнанию
(незаконному)
таких
профсоюзов
администрациями
предприятий,
к
невозможности
«ручного»
сбора профвзносов,
к
разочарованию
членов профсоюза,
к попыткам
руководителей
профсоюзов
добиваться
признания
через суды и
прокуратуру,
(в
бесчисленных
тяжбах
вокруг расплывчатых
юридических
определений
и постановлений),
и далее, вся
эта цепочка
приводила к
распаду.
Второй
причиной
является
отсутствие,
либо недопустимо
малое число,
преданных
рабочему
классу
интеллигентов.
Сами рабочие,
как показывают
практика,
сегодня в
массе своей
не доросли до
необходимого
уровня
знаний и
умения руководства
профсоюзом,
особенно в
части бумажной
работы с
налоговой
инспекцией,
банками,
органами
государственной
власти. Таким
образом,
встает вопрос
обучения
рабочих
организаторов.
***
Ход
экономической
борьбы
показал, что
пока рабочим,
даже
организованным
в профсоюзы
трудно
противостоять
давлению
администрации
из-за
отсутствия
понимания
законов
капиталистического
общества. В
большинстве
случаев пока,
рабочие
профсоюзы
терпят поражения,
в лучшем
случае лишь
обороняются,
выбивая
небольшие
прибавки к
зарплате.
Несознательность
рабочих,
непонимание
сущности
капиталистической
эксплуатации,
роли
«гражданского»
общества в
борьбе рабочих
с
работодателем
– вот причины
поражений.
Учеба,
которую пытаются
вести
отдельные
профсоюзы, на
эти вопросы
ответа не
дает. Она
касается
вопросов
знания
трудового
законодательства,
судебной практики,
методов
работы по
созданию и
наращиванию
численности
профсоюза.
Нужны твердые
знания в
области
политической
экономии.
Проявления
организованной
классовой борьбы
на
предприятиях
есть. Особое
внимание
необходимо
уделять тем,
кто уже встал
на путь
борьбы, к его
опыту.
Опыт
необходим
для того, что
бы
распространять
его,
пропагандировать
его, всячески
показывать
неизбежность
борьбы.
Разница
в
самоощущении
рабочих на
новых и
старых
предприятиях
проявляется
на практике в
разной
интенсивности
и в различных
способах
отстаивания
своих экономических
интересов.
Следовательно,
проявляется
в различной
степени
организации.
Но это вовсе
не означает,
что следует
махнуть
рукой на те
отряды
рабочих,
организация
которых
тормозится
конкретными
производственными
отношениями
внутри
предприятий.
Это означает,
что мы должны
вырабатывать
способы и
содержание нашей
агитации,
соответствующие
имеющимся
условиям. Что
же касается
собственно
нашей
организационной
работы, то
трудности,
которые
предстоят нам
в борьбе за
сознание
молодых
рабочих, ничуть
не меньшие (А,
МОЖЕТ БЫТЬ, И
БОЛЬШИЕ), чем
в среде
старых
рабочих.