В.Г. Гамов
сопредседатель профсоюза «Защита»
О
необходимости Рабочего Университета.
Противостоять натиску администрации.
Чтобы противостоять натиску администрации, необходима теоретическая и практическая грамотность активистов. Активисты-рабочие на словах заявляющие о своей преданности делу рабочего класса на деле, в конкретной работе проявляют неграмотность и непонимание действительной реальности. Причины такого положения, (в первую очередь), в мелкобуржуазности современного сознания рабочего класса и в старой системе обучения советских времен (цель которой – именно в том и заключалась, чтобы, опираясь на мещанскую жилку в рабочем, сделать из него раба, не понимающего сути). Требовалось знать только формулы, а не суть. Сознание современного рабочего класса – искажено. Рабочий живет в нереальном мире – наполненном массой мифов. Сознание рабочего противоречит его бытию.
Развенчание мифов, заставить рабочего активиста думать.
Целью Рабочего Университета является не просто учеба, изучение отдельных дисциплин, а именно развенчание мифов в сознании современного российского рабочего. Бесполезно просто изучать марксистскую науку, законы, профсоюзные технологии и прочее. Такой стиль обучения оставляет в голове рабочего только отдельные зазубренные формулы, но не суть. При контакте с реальной действительностью эти формулы не приводят к правильным действиям и даже не вспоминаются. Задача гораздо сложнее: научить не просто готовым рецептам, а умению правильно оценивать ситуацию, выстраивать общее (теорию) и применить теорию на практике. В обучении требуется генезис, заставляющий рабочего строить теорию самому с нуля. Только такой подход позволяет, впоследствии, правильно применять теоретические постулаты на практике.
Наш генезис.
Первый наш шаг: понимание необходимости не только практического, но и теоретического обучения рабочих. Когда мы начинали обучение в Рабочем Университете это было не так очевидно, как сейчас, по истечении 5 лет работы нашего Университета. Никогда сами рабочие не смогут сами себя обучить на теоретическом уровне – это показывает и наш опыт. Преданная рабочему делу интеллигенция должна это сделать. И сделать правильно, не для галочки, а для результата. Обучение рабочих оказывается гораздо более трудным делом, чем кажется в начале пути.
Другие примеры: Попов и Золотов. Практика работы Рабочей Академии в НН и Ленинграде: случайные лекторы, случайные темы, нерегулярность и несистематичность. Отрыв Университета от практики конкретной рабочей организации
Темы занятий.
Приходится начинать с самого простого: Научное мировоззрение рабочего класса. В мире нет ничего взятого с потолка. Во всем – накопленный тысячелетней историей опыт человечества. Стержень этого опыта – научное знание. Диалектика.
Марксистская политэкономия. Куча мифов живет в сознании рабочих.
Законодательство. Ничего сложного – но не осведомленность и боязнь законов.
История рабочего движения и пролетарской революции.
Компьютерная грамотность и конторские технологии. Правильно составить письмо к администрации для рабочих целая проблема.
Трудности, проблемы.
1. Нехватка лекторов. Бесполезно привлекать лекторов со стороны. И опасно. С другой стороны нам самим нужно учиться обучать рабочих, учиться ораторскому и преподавательскому искусству. А это не простая задача. Плохие, хорошие, но других взять неоткуда. Мы должны выработать в себе способности лектора, сочетающего академичность с максимальной конкретность. Важны четкие понятия и генезис построения этих понятий на максимальной конкретике.
2. Слой, который мы зацепили, не такой широкий. Молодежь жаждет учится, но им трудно учиться. Должна быть привычка, которой
у нее изначально нет. Терпение. Даже простые вещи им кажутся непонятными, а
учение скучным. Этот слой легко ускользает. С другой стороны, слой, который мы
хотим обучить в первую очередь: контингент руководителей профсоюза верхнего и
среднего уровня – в массе своей от учебы уклоняется. Не помогают даже принятые на самом высоком уровне – комитетах профсоюза –
решениях, обязывающий к учебе. Сказывается, опять же, мелкобуржуазность даже
активистов профсоюза, их барскость (превосходство над
рядовыми членами). Зачем мне учиться – я и так все знаю, что нужно: дверь к
директору открывать ногой, а высоких материй мне не надо – да я и все равно
ничего не пойму, мы в Университетах не учились. Миграция. На протяжении всех лет учебы наблюдается одна картина – в
начале ученого года слушателей больше, к концу остаются единицы.
Постоянный слой – составляют либо
рядовые члены профсоюза, либо низовые профорги.
3. Трудность обучения конкретным технологиям. Разбор законов, практика работы в комиссиях, даже обучение компьютерной грамотности – даже на этих простых вещах обучение идет плохо. Причина – все та же – неумение мыслить самостоятельно.
Положительные стороны.
Прогресс, не такой как хотелось бы, есть. Сам факт понимания, что в любом деле нужно обучение, и сам факт существования нашего Университета заставляет более ответственно относится к работе, к разбиранию конкретных дел. Решать проблемы не «с кондачка», а хотя бы попытаться разобраться.
Отклик детей членов профсоюза. Особенно в деле преподавания компьютерной грамотности. Дает результат: бумажную работу профоргов, зачастую, делают их дети.
Лекторские академические занятия оказались не единственно возможными. Наш опыт Первомайских маевок.
Выводы. Задачи.