В.Г. Гамов сопредседатель профсоюза «Защита»

О необходимости Рабочего Университета.

 

 

Противостоять натиску администрации.

Чтобы противостоять натиску администрации, необходима теоретическая и практическая грамотность активистов.  Активисты-рабочие на словах заявляющие о своей преданности делу рабочего класса на деле, в конкретной работе проявляют неграмотность и непонимание действительной реальности. Причины такого положения, (в первую очередь), в мелкобуржуазности современного сознания рабочего класса и в старой системе обучения советских времен (цель которой – именно в том и заключалась, чтобы, опираясь на мещанскую жилку в рабочем, сделать из него раба, не понимающего сути). Требовалось знать только формулы, а не суть. Сознание современного рабочего класса – искажено. Рабочий живет в нереальном мире – наполненном массой мифов. Сознание рабочего противоречит его бытию.

 

Развенчание мифов, заставить рабочего активиста думать.

Целью Рабочего Университета является не просто учеба, изучение отдельных дисциплин, а именно развенчание мифов в сознании современного российского рабочего. Бесполезно просто изучать марксистскую науку, законы, профсоюзные технологии и прочее. Такой стиль обучения оставляет в голове рабочего только отдельные зазубренные формулы, но не суть. При контакте с реальной действительностью эти формулы не приводят к правильным действиям и даже не вспоминаются. Задача гораздо сложнее: научить не просто готовым рецептам, а умению правильно оценивать ситуацию, выстраивать общее (теорию) и применить теорию на практике. В обучении требуется генезис, заставляющий рабочего строить теорию самому с нуля. Только такой подход позволяет, впоследствии, правильно применять теоретические постулаты на практике.

 

Наш генезис.

Первый наш шаг: понимание необходимости не только практического, но и теоретического обучения рабочих. Когда мы начинали обучение в Рабочем Университете это было не так очевидно, как сейчас, по истечении 5 лет работы нашего Университета. Никогда сами рабочие не смогут сами себя обучить на теоретическом уровне – это показывает и наш опыт. Преданная рабочему делу интеллигенция должна это сделать. И сделать правильно, не для галочки, а для результата. Обучение рабочих оказывается гораздо более трудным делом, чем кажется в начале пути.

Другие примеры: Попов и Золотов. Практика работы Рабочей Академии в НН и Ленинграде: случайные лекторы, случайные темы, нерегулярность и несистематичность. Отрыв Университета от практики конкретной рабочей организации

 

Темы занятий.

Приходится начинать с самого простого: Научное мировоззрение рабочего класса. В мире нет ничего взятого с потолка. Во всем – накопленный тысячелетней историей опыт человечества. Стержень этого опыта – научное знание. Диалектика.

Марксистская политэкономия. Куча мифов живет в сознании рабочих.

Законодательство. Ничего сложного – но не осведомленность и боязнь законов.

История рабочего движения и пролетарской революции.

Компьютерная грамотность и конторские технологии. Правильно составить письмо к администрации для рабочих целая проблема.

 

 

 

Трудности, проблемы.

 

1. Нехватка лекторов. Бесполезно привлекать лекторов со стороны. И опасно. С другой стороны нам самим нужно учиться обучать рабочих, учиться ораторскому и преподавательскому искусству. А это не простая задача. Плохие, хорошие, но других взять неоткуда. Мы должны выработать в себе способности лектора, сочетающего академичность с максимальной конкретность. Важны четкие понятия и генезис построения этих понятий на максимальной конкретике.

2. Слой, который мы зацепили, не такой широкий. Молодежь жаждет учится, но им трудно учиться. Должна быть привычка, которой у нее изначально нет. Терпение. Даже простые вещи им кажутся непонятными, а учение скучным. Этот слой легко ускользает. С другой стороны, слой, который мы хотим обучить в первую очередь: контингент руководителей профсоюза верхнего и среднего уровня – в массе своей от учебы уклоняется. Не помогают даже принятые на самом высоком уровне – комитетах профсоюза – решениях, обязывающий к учебе. Сказывается, опять же, мелкобуржуазность даже активистов профсоюза, их барскость (превосходство над рядовыми членами). Зачем мне учиться – я и так все знаю, что нужно: дверь к директору открывать ногой, а высоких материй мне не надо – да я и все равно ничего не пойму, мы в Университетах не учились. Миграция. На протяжении всех лет учебы наблюдается одна картина – в начале ученого года слушателей больше, к концу остаются единицы.
Постоянный слой – составляют либо рядовые члены профсоюза, либо низовые профорги.

3. Трудность обучения конкретным технологиям. Разбор законов, практика работы в комиссиях, даже обучение компьютерной грамотности – даже на этих простых вещах обучение идет плохо. Причина – все та же – неумение мыслить самостоятельно.

 

Положительные стороны.

Прогресс, не такой как хотелось бы, есть. Сам факт понимания, что в любом деле нужно обучение, и сам факт существования нашего Университета заставляет более ответственно относится к работе, к разбиранию конкретных дел. Решать проблемы не «с кондачка», а хотя бы попытаться разобраться.

Отклик детей членов профсоюза. Особенно в деле преподавания компьютерной грамотности. Дает результат: бумажную работу профоргов, зачастую, делают их дети.

Лекторские академические занятия оказались не единственно возможными. Наш опыт Первомайских маевок.

 

Выводы. Задачи.

  1. Сама необходимость Рабочих Университетов.
  2. Подготовка из среды преданной интеллигенции и развитых рабочих грамотных лекторов и формирование правильного стиля и методики обучения.
  3. Расширение слоя охваченного обучением, вовлечение руководителей.

 

 



Hosted by uCoz